+7 499 653 74 40
Расписание

Лекция Джигме Ринпоче "Карма и взаимоотношения".

Лекция Джигме Ринпоче "Карма и взаимоотношения".

июнь 2010, Москва



КАРМА – ЭТО ДЕЙСТВИЕ.
В наши дни слово карма стало довольно модным. Люди весьма вольно обращаются с этим термином. Они охотно обсуждают свою карму, обычно говоря о том, что у них уже было в жизни, о чем-то прошедшем. То есть подразумевают, что карма – это то, что прожито.

В дословном переводе карма означает действие. Действие, происходившее в прошлом, переходит в действие, происходящее в настоящем, одно без другого не возможно. И вполне логично предположить, что то, что мы называем кармой, адресуя к прошлому, когда-то было настоящим. Поэтому проецируя на настоящий момент, мы можем сказать – то, что происходит с нами сейчас и то, что будет происходить в будущем – также есть созревание и разворачивание нашей кармы, потому что мы никогда не перестаем выполнять какие-то действия. А поскольку мы всегда активны, мы постоянно испытываем карму: проживаем карму прошлого, настоящего и проецируем карму будущего, создаем условия для созревания каких-то последствий в будущем. И, по сути, мы все время заняты и озабочены созданием собственной кармы. Можно сказать, что мы на заработках, наняты на работу кармой, чтобы ее создавать.


В ОСНОВЕ КАРМЫ ЛЕЖИТ ДЕЛЕНИЕ: НА СЕБЯ (СУБЪЕКТ) И ДРУГОГО (ОБЪЕКТ).
Как развивается действие? Любое действие разворачивается – на уровне тела, речи и ума. Действие разворачивается при наличии двух полюсов — субъекта и объекта. Когда мы думаем о ком-то, этот кто-то становится для нас объектом. И поскольку есть этот кто-то, кто является внешним объектом, тогда я, который произвожу относительно него действие, являюсь субъектом, так развивается субъектно-объектная связь. Мы всегда взаимодействуем, создаем какие-то связи и отношения, это могут быть межличностные отношения (мужчина-женщина), рабочие и другие. А поскольку мы никогда не останавливаемся в своих действиях, то никогда не прекращаем создавать и поддерживать различные связи. Таким образом, в самом фундаменте, в самой основе кармы лежит деление на МЕНЯ, как субъекта и ЕГО, ЕЕ – как отдельного от меня объекта, именно подобная дуальность создает возможность для накопления кармы, выполнения действий, установления взаимоотношений и т.д.

Итак, проведя сначала такое дуалистическое разделение на себя, как субъекта и на внешние объекты (на объекты 5ти сенсорных чувств – запахи, вкусы, звуки, видимые формы, прикосновения), мы начинаем работать над тем, чтобы объединиться с этими объектами и обладать ими. Наше сознание, посредством органов чувств ищет контакта, восприятия, взаимодействия и присвоения себе объекта. Таким образом, большую часть нашей жизни мы проводим за этим занятием, пытаясь объединиться и достать нашими органами восприятия эти объекты. Иногда нам это удается, и мы радуемся, но иногда мы терпим неудачу и переживаем, и всегда продолжаем дальше. И по сути, если посмотреть на фундаментальном уровне, то мы увидим, что основной целью нашей жизни, является объединение нас субъектов с этими различными объектами. Единственная проблема в том что, как бы мы ни пытались на практике, какие бы усилия не прилагали, чтобы объединить желанный объект с собой (субъектом), настоящего контакта никогда не происходит. В этом как раз и есть некая уловка или подвох кармы.

В буддийской философии говорится о том, что до тех пор, пока у нас есть восприятие Я, восприятие себя как отдельного субъекта – будет восприятие другого – как объекта. На основе этих попыток соединиться с объектом основаны все наши жизненные действия, отношения, которые мы строим и т.д.

Слово карма – это пример вселенского универсального слова, которое нельзя назвать английским, санскритским, тибетским, русским, оно присутствует во всех языках и звучит одинаково. Все полагают, что они знают о карме и понимают, что это такое. На самом деле очень, очень мало людей понимает, что такое карма, но поговорить об этом готовы все. Некоторые также думают, что карма это исключительно негативное явление, но это ошибочное мнение. Они говорят: «Если ты слышишь, что разговор будет о карме, это плохо». Но карма это также хорошая новость. Если у нас есть карма, значит, как минимум мы живем. Какая весть может быть более благой, чем весть о том, что мы живем. Если мы живы, то мы способны выполнять действия. Люди любят поговорить о том, как им нужен отдых, расслабление, что они загружены, устали от этого, забегались там, заработались здесь. Они говорят: «Теперь я посвящу неделю чистому отдыху, расслаблению, ничего не буду делать». А когда в итоге приходит это время, и возможность ничего не делать наступает, что происходит тогда? Оказывается очень сложно ничего не делать, потому что мы слишком любим свою карму.

Итак, не воспринимайте карму как исключительно дурную новость. Пока существует деление на субъект и объект, пока мы воспринимаем реальность в этой полярности, до этих пор будет действие, этого не избежать, и то какое это будет действие, какое качество оно будет иметь, будет определять наше переживание в будущем, вектор нашего опыта, наших переживаний, какими они будут — благими или нет. И поскольку наш опыт, наши переживания построены из великого множества сенсорных элементов и чувственных аспектов, то мы можем представить себе сколько аспектов имеет карма чтобы запрограммировать и обеспечить нам такое обильное и насыщенное переживание в каждом моменте.


ПРИМЕР С КОКА-КОЛОЙ.
Например, есть субъективное чувство жажды. Жажда становится объективной на базе того, что мы по-прежнему имеем представление о себе как об отдельном обособленном субъекте, мы имеем идею Я у себя в голове, и на базе этой идеи нам постоянно чего-то не хватает. Итак, жаждущий субъект создал некую сущность – жажду, и эта сущность дальше субъективируется и хочет попить кока-колы, водки или иной жидкости. Но для того чтобы захотелось водки наверное одной жажды будет недостаточно, поэтому продолжим пример с водой или кока-колой. Как работает эта цепочка? Мы думаем, что существую Я – отдельный субъект, Я хочу пить, Я испытываю жажду, мы дальше субъективизируем, на что направлена жажда, жажда хочет кока-колы, некоего напитка. И так далее по цепочке мы ищем способы объединения субъекта и объекта. Я пытаюсь утолить свою жажду, жажда хочет встретиться с кока-колой, которая ее утолит и т.д. Объект кока-кола может выполнять как субъектные, так и объектные роли. Это демонстрирует нам то, что кока-кола не существует сама по себе вовне, самодостаточно и независимо. Она не является самодостаточной, самоутверждающей, самоценной сущностью в себе. Она является продуктом множества других факторов и аспектов. Поэтому когда мы испытываем жажду и устремляемся за стаканом этого холодного, утоляющего жажду напитка, вовсе не факт что нам удастся утолить жажду, и что мы найдем такую кока-колу, которую мы хотим – вкусную, холодную и в достаточном количестве. Кока-кола сама по себе зависит от множества других факторов, которые сделают ее холодной вкусной газированной и т.д. А иногда происходит и так, что когда мы достигаем желанного объекта, готовы с ним слиться и насладиться, субъект, т.е. мы, уже больше его не хотим. Когда наполняется стакан, который у нас в руке, мы больше не испытываем жажды или может быть по-прежнему испытываем жажду, но уже хотим чего-то другого. И это все демонстрирует то, что как субъект, так и объект, оба эти аспекта взаимодействия являются весьма ненадежными и переменчивыми. Потому что как субъект, так и объект вынуждены зависеть от массы разных факторов и обстоятельств. В окружающем нас мире не существует ничего, что не являлось бы продуктом взаимодействия массы факторов, обстоятельств и условий. Иными словами в мире ничего не существует самодостаточно и независимо. Когда мы смотрим на мир через такую призму, мы гораздо лучше понимаем, как работает карма.

Поскольку мы воспринимаем мир очень узко, в рамках субъектно-объектной связи и не имеем более широкой картины, т.е. видим только верхушку айсберга, мы очень быстро разочаровываемся.

Столько вещей в жизни вызывает у нас раздражение и негодование, мы готовы жаловаться на все и порой похоже, что работа нашей жизни состоит в том, чтобы всегда жаловаться. Люди совершенствуются в этом, становясь все лучшими и лучшими «жаловальщиками». Некоторые уже настоящие эксперты в этом.

Действительно, если задуматься, мы постоянно на что-то жалуемся, постоянно чем-то недовольны. Чем недовольны? На что жалуемся? Это свидетельствует о том, что мы очень и очень нетерпеливы. Почему мы так нетерпеливы? Потому что мы воспринимаем реальность только на поверхностном уровне. В саду растет яблоня. И в этом году урожай не такой как в прошлом, яблоки не такие хорошие, вкусные, сладкие, да и вообще их мало, почти нет, и мы раздражаемся по этому поводу. «В прошлом году, какой был урожай, какие они были сладкие! А в этом? Все тоже самое, в моем саду, на моей земле, мое дерево должно принести как минимум такой же урожай. Что мне сделать? Спилить дерево? Тогда я потеряю яблоки на все оставшиеся годы». Это лишь пример с яблоками, но именно так мы реагируем на события, происходящие в нашей жизни. Механизм тот же. Но если мы будем более глубоки в своем понимании реальности и не будем ограничивать себя поверхностным уровнем восприятия ситуации, а будем смотреть на вещи глубже, на то, как работает карма, как взаимосвязаны вещи, как множество факторов и условий воздействует на то или иное явление, мы будем более спокойно и философски относиться к происходящему. Яблоки не такие как в прошлом году – ну и что, была другая погода, было жарче, суше, влияли другие факторы, поэтому урожай не такой как в прошлом году, надо спокойно на это смотреть. И в подобных вещах на самом деле много смысла. Если вы разберетесь в деталях закона функционирования кармы, вы сможете более мудро и спокойно относиться к межличностным связям, к отношениям, к любым вещам, происходящим в вашей жизни.


НИЧТО НЕ ПРОИСХОДИТ ПРОСТО ТАК.
Карма, по сути, означает, что ничего не происходит без соответствующей причины. Ничто не происходит просто так. Во всякой ситуации есть некая предпосылка, поэтому мы не можем говорить о случайности происходящего. Вы не можете сказать – я дала ему пощечину случайно. Вы не можете сказать – я разозлился просто так. Все происходит в силу определенных причин и условий и в этом смысле буддийская концепция кармы очень близка к научному пониманию реальности. Мы начинаем видеть в мире скрытые взаимосвязи, как все взаимодействует и влияет друг на друга. А поскольку все мы зависим друг от друга, мы также и ответственны друг за друга. Мы больше не можем говорить – мое счастье или мое несчастье, это не зависит от твоего состояния или от состояния кого бы то ни было. Как счастье или несчастье других людей может оказывать влияние на нас. Также и наше состояние оказывает непосредственное влияние на других. И эта цепь гораздо шире, она не относится только к людям. Она распространяется и на неодушевленный мир, на природу, на ее элементы, на ее стихии. Если что-то выходит из строя, это начинает по цепочке влиять на все остальное, делая его нездоровым, несчастным и т.д. Все взаимосвязано на множестве уровней и поэтому мы не можем сказать, что кто бы то ни было независим. Мое счастье – это ваше счастье и моя печаль – это ваша печаль, печаль другого человека – это тоже моя печаль. Если вы действительно хотите быть мудрыми, умными, нужно понять эту взаимосвязь, стать ответственными. Понимание кармы приводит нас глубокому пониманию жизненных процессов и к глубокому осознанному пониманию ответственности. Как заботиться о настоящем, как быть добрыми, сострадательными, вовлеченными, сочувствующими. Все мы ожидаем, что перед нами впереди счастливая жизнь, мы стремимся к этому, надеемся на это. Никто не желает несчастий и страданий. Если бы у людей был выбор – все бы они сказали – я хочу быть счастливым, здоровым и т.д. Это совершенно искренняя внутренняя тенденция, живущая в каждом. Если мы действительно стремимся к этому и понимаем то, как функционирует этот мир, как функционирует реальность, тогда в наших руках находится создание соответствующих причин для тех результатов, которые мы стремимся получить. Поскольку негативности, переживания и страдания присутствуют в нашей жизни, значит, они были созданы плодами нашей кармы, активностями, созданными нами самими, также и позитивные аспекты счастья, преуспевания, здоровья и т.д. являются результатами наших собственных действий. Перемены к лучшему находятся в наших руках и чтобы они произошли в нашей жизни необходимо прикладывать усилия в этом направлении. Вы можете не принимать карму как буддийскую концепцию, но это не отменит той ситуации, что вы живете в мире взаимосвязей, где все опирается на причины, условия, следствия и имеет некие плоды, это невозможно отрицать. Для того чтобы принять карму на самом деле нет необходимости быть буддистом. Становитесь вы буддистом или не становитесь, являетесь или не являетесь, карма есть, она для вас работает и это так. Это хорошая новость.

ЛУЧШИЙ СПОСОБ ПОБЕДИТЬ ВРАГА – ЭТО ПРОЯВИТЬ К НЕМУ СОЧУВСТВИЕ.
Если мы глубоко, в деталях рассмотрим ситуацию с кармой, как она работает, мы поймем ту борьбу, которая происходит в каждом, когда мы пытаемся собрать вещи воедино, соединить их вместе. Даже если кто-то выглядит не привлекательным для нас персонажем. Если мы выйдем за границы субъективно окрашенного восприятия, мы поймем что это тоже человек, со своими проблемами, который пытается что-то сделать, пытается что-то улучшить, действует в своих интересах и то, что он действует как-то не совсем дружелюбно по отношению ко мне, делает он это не от хорошей жизни. На самом деле быть врагом для кого-то – довольно трудная работа. Очень трудно быть для кого-то врагом, а еще труднее поддерживать эту враждебность длительное время. Поэтому зачастую мы понимаем, что боль сильнее и интенсивнее в моем противнике или враге, чем во мне. Он страдает больше в этой ситуации, чем я. Если мы будем смотреть на ситуацию через такую призму, мы сможем развить сочувствие и понимание, а не гнев или ненависть по отношению к такому человеку. Лучший способ победить врага — это превратить врага в друга, т.е. проявить сочувствие. Если в качестве реакции появляется гнев, злоба, то вы создадите еще одного врага и сами становитесь страдающим врагом. В результате остается двое злейших врагов. Говоря о сочувствии – я не говорю о какой-то безрассудной симпатии, это скорее понимание какой-то личной интимной ситуации человека, т.е. понимание того, что стоит за фасадом. Я говорил уже об этом – когда мы взаимодействуем с каким-то человеком и у нас проблемное взаимоотношение, то мы автоматически навешиваем на него яркий ярлык врага. Но если мы будем рассматривать происходящее в контексте – человек человеком, а вот проблемная ситуация, мы сможем развести человека и ситуацию и таким поведением мы спасаем человека и можем работать с оставшейся ситуацией. Итак, проблема не человек. Проблема – это ситуация. И с ней уже гораздо легче работать. В противном случае для нас каждый человек будет становиться проблемой и тогда очень сложно будет с ними справляться. Таким образом, карма – это сложная система взаимодействия, где всякие мельчайшие факторы оказывают влияние друг на друга и, понимая ее мы, можем действовать более мудро и взвешенно.

ВИДЫ КАРМЫ.
Существуют разные виды кармы. Есть кармы, которые именуются как моментальные. Пример такой моментальной кармы – это когда вы в гневе хлопаете дверью и зажимаете себе палец. Это моментальное созревание негативности от вашего гнева. Причина и результат не разнесены во времени. Или вы улыбаетесь кому-то и кто-то улыбается вам в ответ. Никаких разговоров, никаких действий. Или мы говорим слово – он придурок, а ответ слышим еще хуже. Или вы бросаете кожуру от банана на тротуар, и кто-то идет и наступает на нее, тот час падает, ушибается больно, это также моментальная карма.

Карма дальнего действия не воспринимается так непосредственно. Это как если бы вы проснулись поутру, отправились в ванну и обнаружили, что у вас все волосы седые. Чтобы это произошло – необходимо длительное созревание кармы. Седая голова у вас не появится в течение одной ночи. Это происходит долгие годы. По сути, старение начинается с рождения, и седые волосы были запрограммированы с момента рождения. От мгновения как волосяной покров вообще появился у нас на голове – его седина уже была запущена. Мы всегда чувствуем удивление – я весь поседел и т.д., но в этом ничего шокирующего не может быть, это нормальный естественный процесс. Такие причины и условия, зрительные и осязаемые результаты которых разнесены во времени, именуются кармой длительного действия, т.к. требуется большой интервал времени, чтобы она развернулась. Если посмотреть на ситуацию в окружающей среде. В 50 – 60е годы активной индустриализацией активно загрязнялась окружающая среда, результаты этого загрязнения мы начинаем в полной мере ощущать в наше время, когда отравлена вода, земля, воздух и т.д. Мы видим то, что было заложено десятилетиями назад. Тот же самый процесс.

С точки зрения буддизма мы также говорим о еще более длительной карме, которая созревает не только в рамках одной жизни, но и в следующих.

Итак, некоторые причины могут быть реализованы мгновенно, а некоторые могут быть разнесены на длительное время. Так или иначе, мы настолько захвачены и увлечены тем, что мы видим перед собой. Это настолько переполняет и ошеломляет нас, что когда мы говорим о карме длительного действия, сильно отложенной во времени, это не так-то легко до нас доходит и не проникает в наше сознание по-настоящему.

Все мы разные. И то, что делает нас уникальными – это наша собственная внутренняя карма. Если у нас все хорошо в жизни, мы здоровы, преуспеваем, жизнь наша наполнена и насыщена, это не значит что нужно успокоиться, это значит, что нужно осознавать закон причинно-следственной связи и продолжать создавать благие причины и условия для аналогичных переживаний в будущем.

Если мы находим в себе некие негативные состояния, в виде образа мышления, речи или переживаний на телесном уровне, это также является нашей ответственностью, поэтому нужно честно и детально исследовать что является причиной происходящего, и работать с этой причиной, устранить ее или заменить на противоположную, чтобы исправить ситуацию. Таким образом, если ситуация в нашей жизни в общем и целом позитивная и мы испытываем плоды благой кармы, необходимо усилить работу по созданию благой кармы на будущие времена, если же мы переживаем сложности, страдаем, болеем и т.д., необходимо выявить причины этого и культивировать противоположные.


КАРМУ МОЖНО ИЗМЕНИТЬ.
Смысл того, что я пытаюсь до вас донести, это то, что карма не является чем-то фиксированным и предопределенным на века. И соответственно ее можно изменить. То, как мы воспринимаем себя, свою жизнь, окружающих, во многом зависит от того как мы относимся к карме, как мы ее понимаем, как мы ее практикуем. Если мы находим, что что-то в нашей жизни не работает, мы понимаем, что, прежде всего, нужно посмотреть на самого себя и исправлять что-то в себе. Если мы начинаем с перемен в себе, с работы над собой, тогда у нас есть шанс изменить что-то вовне. Или мы можем обнаружим, что менять что-то во вне или в других, нет необходимости.

Занятия ведут:
Материалы