- Расписание
- События
Интервью Ламы Норбу Аюшеева о Бурятии
МЫ ЖДЁМ ГЕСАРАМатериалы
Лама Норбу Аюшеев - настоятель самого высокогорного храма России, Окинского Дацана Пунцогнамдоллинг, в общине которого насчитывается около 5000 буддистов. Очень скромный и простой в общении человек, с мудрым взглядом и масштабным видением. Он активно занимается сохранением культурного ландшафта и всей экосистемы Саянских гор, откуда берет начало множество рек, отстаивает права коренных жителей Восточных Саян - сойотов, занимается защитой снежного барса и очень хочет, чтобы его родные места, которые благословлены Царем-воином Гесаром, процветали.
- Уважаемый Лама Норбу, как произошла ваша первая встреча с Учителями Линии Рипа?
- Наша первая встреча произошла в 2012 году в Северном Кунсангаре, под Москвой, во время Друбчо Гневного Гесара. Мы попали на аудиенцию к Намка Дриме Ринпоче. Рассказали, что мы приехали из Байкальского региона, где Саянские горы и весь этот ландшафт, овеянный легендами о Гесаре. Этот героический бурят-монгольский эпос известен у нас под названием «Абай-Гэсэр могучий». В 1990-х годах в Бурятии широко отмечали 1000-летие Гэсэриады или, как её называют ученые, «Центральноазиатской Илиады». Было много её эпических вариантов, у каждого народа своя версия, но всё это объединяла чистая линия Линг Гэсэра, которая пришла к нам из Тибета.
- Вы рассказали все это Намка Дриме Ринпоче и он увидел, что Гесар действительно связан с вашей землей, тот самый Царь Гесар, линия которого идет из царства Линг?
- Да, Намка Дриме Ринпоче на несколько минут ушёл в медитацию, и потом, открыв глаза, радостно сказал, что у нас действительно чистая традиция Линг Гесара. Мы очень обрадовались и пригласили Намка Дриме Ринпоче в наши края, чтобы его лотосовые стопы ступили на нашу землю, чтобы Учитель освятил наши места, дал Учение, осчастливил наш народ, и мы бы возродили нашу Традицию на должном уровне. И тогда Ринпоче сказал, что к нам приедет Джигме Ринпоче, и потом уже, если всё сложится лучшим образом, в первую очередь, здоровье если позволит, приедет он сам.
- И это случилось в 2016 году, Джигме Ринпоче приезжал к вам, он говорил мне недавно в интервью, какое огромное впечатление произвела на него ваша земля и сколько в ней природной силы, и как много мест и знаков, связанных с Гесаром.
- Его приезд был таким знаковым событием для нашего народа, для региона, я думаю, и для российского буддизма в целом. Потому что мы знаем предсказание самого Будды Шакьямуни о том, что его Учение пойдет на Север, так и получилось, благодаря Гуру Ринпоче и другим великим Учителям, Шантаракшите, буддизм утвердился в Тибете, потом в Монголии и Бурятии.
И мы живём в самой высокогорной части Бурятии, её называют ещё «Алтарной частью монгольского мира», по-бурят-монгольски называется - «Хоймор». А Саянские горы называют «Аха нютаг», «Аха» в переводе на русский язык означает старший брат, поэтому Аха нютаг - это Родина старших божеств, по иерархии хозяев земли. В природе существует иерархия, и в системе почитания высших сил, главные Защитники региона находятся там. И это место как раз называют краем Гэсэра, родиной Гэсэра.
- Это Восточные Саяны?
- Именно Восточные Саяны, во главе с пиком Мунко-Саридаг. Это самая высокая вершина, она находится как раз между двумя объектами мирового наследия, такими, как озеро Байкал и озеро Хубсугул в Монголии. Хубсугул - родственное озеро, по легенде, связанное «пуповиной» с Байкалом, то есть, это единый организм. И вся экосистема этих двух больших объектов, озера Байкал и озера Хубсугул, зависит от экосистемы Саянских гор, горы – они как основообразующая доминанта, как называют ее ученые. Гора Мунко-Саридаг является основным мировоззренческим элементом развития наших народов, которые с глубины веков и тысячелетий там проживали и почитали эту землю. Эти намоленные горы, действительно место силы, уже с давних незапамятных времен бывшее Обителью Защитников этой земли.
- Восточные Саяны называют еще «Малым Тибетом».
- Да, знаменитый исследователь Центральной Азии Обручев называл их «Аха - Тибет в миниатюре», весь ландшафт очень похож на тибетский, и, соответственно, флора и фауна тоже.
Но самое главное, живая Традиция, именно Линг Гесэра, она была и в нашем историческом Дацане сто, двести лет назад, и вот сейчас, как живая Традиция, она продолжается благодаря Намка Дриме Рабджаму Ринпоче и Джигме Ринпоче и всем Учителям Линии Рипа.
- А какие места посетил Джигме Ринпоче во время визита в 2016 году?
- Ринпоче с учениками прилетел в Иркутск, это рядом с Байкалом, этот город находится на берегу реки Иркут. Иркут берет начало в Восточных Саянах, и название этой реки происходит от названия сойотского рода. Урянхай-сойоты – коренной малочисленный народ, который проживает в Саянах в течение тысячелетий. Этот народ и бурят-монголы Саянского нагорья являются держателями и хранителями живой традиции тэнгрианско-буддийской цивилизации. Совместно с монголами, с бурятами, как единый этнос, сойоты сохраняли эту традицию. И название основного рода – «иркит», и река - название Иркут, а город на Иркуте – Иркутск, получается, что это как бы сойотская столица.
Мы встретили Ринпоче и сделали обзорную экскурсию на вертолете вокруг Байкала, по горам, и приземлились в соседнем Тункинском районе у подножия Саянских гор. А потом направились в Орлик, который был нашей конечной целью.
- А почему именно Орлик стал конечной целью?
- Орлик – это районный центр Окинского района, по-бурятски «Ахын аймаг» . И вот там находится наш небольшой храм с очень богатой историей. Ведь в этих горах, в радиусе 300 километров не было больше храмов, и наш Дацан как раз держал эту Традицию.
-Традицию Гесара?
- Да, Традицию Гесара. И уникальность нашего Окинского дацана в том, что именно две Традиции тибетского буддизма существовали вместе: жёлтошапочная Традиция Гелугпинская и Ньингма, красношапочная, они вместе существовали, как живая Традиция. И Традиция Линг Гесара была утверждена нашими предыдущими поколениями Учителей и Лам.
- А как храм называется?
- Пунцогнамдоллинг. Образно – «Храм духовного совершенствования», примерно так переводится. Становление нашего Окинского (Жэлгэнского, тогда он так назывался, он находился в местности Жэлгэн) дацана связано со знаменитым Агваном Доржиевым, учителем Далай-Ламы ХIII, одним из выдающихся людей бурят-монгольского мира. Цанит Хамбо Агван Доржиев не раз приезжал, именно в этих горах давал Учение, у него было много учеников в этом Дацане, и мои предки, прадеды, были учениками Агвана Доржиева. Более того, в свой последний приезд сюда Цанит Хамбо оставил реликвию - свою Раковину в этом Храме, с наказом сохранить для будущих поколений последователей Учения Будды. Перед этим он сделал предсказание о грядущих событиях XX века, о гонениях и репрессиях священнослужителей, о том как выжить и сохранить свои жизни, участвуя в коллективизации, организовывая коммуны на базе дацанов и монастырей . Эта Раковина называется «Дунгар Яшил», закручена она в обратную сторону. Считается, что по звуку этой Раковины прибывают все наши Защитники. Возможно, что сам Далай Лама XIII передал эту раковину своему Учителю, Агвану Доржиеву.
Хорошо, что все эти печальные годы прошли…
- Вы имеете ввиду Советскую Власть, да? И возрождение, видимо, началось в 90-е годы прошлого века?
- Да, Советскую Власть. Эту раковину наши Ламы старые сохранили, несмотря на репрессии, пронесли и передали нашему, моему первому Учителю, Данзан-Хайбзун Самаеву. Данзан-Хайбзун Самаев после учёбы в Гоман Дацане и в институте диалектики в Индии, приехал и возродил Дацан, утерянные традиции Буддийского Учения и веру. Он не раз приглашал тибетских учителей.
Возрождение началось в 1990м году, к нам приезжал Камтрул Ринпоче, один из выдающихся Учителей нашего времени, он был министром культуры и религии Правительства Далай-Ламы в Изгнании очень много лет. Он освятил и дал название нашему дацану - «Пунцогнамдоллинг». Вот с того момента началась новейшая история нашего храма, а сейчас, благодаря Намка Дриме Ринпоче и всем Учителям Линии Рипа, мы возрождаем, как следующий этап, нашу красношапочную традицию Линг Гесара. И приезд Джигме Ринпоче был знаковым для нашей земли, народ воспринял хорошо, и даже сама природа радовалась, было очень много знаков после всех этих Учений, ритуалов, таинств. Мы проехались по всем местам нашего горного края, связанным с почитанием Гесара. Например, у нас есть долина вулканов, и при извержении от этих вулканов текла лава, ею покрыто где-то 80 километров в горах. Образовались причудливые формы, каньоны, это много тысяч лет назад было, но это все хорошо сохранилось. И в легендах о Гэсэре есть рассказ, как он своего главного противника Гал Дулма Хана разгромил, и расплавленный дворец этого главного противника Гесара – вот эта лава, то есть, как символ победы над злом.
- Я знаю, что есть место, где Джигме Ринпоче хочет установить статую Гесара.
- Оно называется Храм Гэсэра, и, когда Джигме Ринпоче давал Учение и проводил Санг на этом месте, у него было видение, и он сказал: «Здесь надо установить статую Гесара». Ринпоче был так воодушевлен этим, что велел нам найти скульптора и обещал найти спонсора. А мы его познакомили в тот приезд в Улан-Удэ со скульптором Дмитрием Будажабэ, работы которого понравились Ринпоче, и Дмитрий взялся за изготовление статуи. Сейчас статуя уже в стадии отливки.
- Как вы думаете, Царь Гесар еще придет в Бурятию, в Восточные Саяны?
- Есть же предсказание Будды как раз по Гесару, что это будущий владыка Шамбалы, Ригден Шамбалы. Помните, жёлтенькая была брошюра, где Намка Дриме Ринпоче говорил про традицию Гесара? Там как раз об этом.
-Ну что ж, будем ждать. И делать всё, что в наших силах.
ИНТЕРВЬЮ взяла МИЛАНА БОГДАНОВА.
Посетить Саянское нагорье, места Гесара и дацан Пунцогнамдоллинг во время паломничества в Бурятию с Учителями с 18 июня 2019 года >>
Вся программа Визита Учителей в Россию в июне - июле 2019 года>>